Общая характеристика учебного предмета «Физика»
Учебный предмет «Физика», базирующийся на физике как науке о наиболее общих законах природы, является системообразующим для изучения физической географии, биологии, химии, астрономии и вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире.
Дидактическая модель учебного предмета «Физика» предусматривает содержательный и процессуальный компоненты.
Источником наполнения содержательного компонента являются:
- физические знания (научные факты, понятия, законы, теории, физическая картина мира);
- методологические знания (знания о процессах и методах познания).
Источником наполнения процессуального компонента являются:
- приемы изучения, соответствующие методам науки (использование наблюдения или теории для получения нового знания);
- познавательная деятельность учащихся, соответствующая переходу от явления к его сущности и от сущности к явлению;
- экспериментально-исследовательская деятельность учащихся, соответствующая этапам и логике научной деятельности (наблюдение, выдвижение гипотезы, экспериментальная проверка гипотезы, формулировка закона, создание теории).
Содержание учебного предмета «Физика» в X и XI классах, основные требования к результатам учебной деятельности учащихся по физике, концентрируясь по содержательным линиям (физические методы исследования явлений природы, физические объекты и закономерности взаимодействия между ними, физические аспекты жизнедеятельности человека), структурируются на основе физических теорий: молекулярно-кинетической, электромагнитной, волновой, квантово-механической.
Средствами учебного предмета «Физика» продолжается формирование научного мировоззрения и специфичной для физики экспериментально-исследовательской компетенции.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Физика»
В контексте целей обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования целями изучения физики как учебного предмета являются:
- продолжение формирования представлений о физической картине мира на основе освоения молекулярно-кинетической, электромагнитной, квантово-механической теорий;
- осознание роли физики в жизни общества, взаимосвязи развития физики, общества, техники, технологий, других наук;
- продолжение формирования общеучебных умений и навыков в решении практических задач, связанных с использованием физических знаний, в рациональном природопользовании и защите окружающей среды;
- продолжение познавательного интереса к физике и технике;
- обеспечение подготовки к продолжению получения образования на уровнях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, самостоятельной трудовой деятельности;
- развитие аналитического мышления, творческих способностей, осознанных мотивов учения;
- воспитание эстетического восприятия мира, убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития общества, сохранения окружающей среды, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
Достижение целей изучения физики обеспечивается решением следующих задач:
на предметном уровне:
- усвоение основных методов исследования, физических законов, теорий, понимание единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, роли практики в познании физических явлений и законов;
- формирование умений:
проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать измерительные приборы для изучения физических явлений, точность их измерений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков, выявлять на этой основе эмпирические закономерности и применять их для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, решения физических задач;
самостоятельно приобретать новые знания, решать физические задачи и выполнять экспериментальные исследования, в том числе с использованием информационных технологий;
развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности;
на межпредметном уровне (в контексте с учебными предметами естественно-научной составляющей образовательной программы базового образования (физика, биология, химия, астрономия)):
- продолжение формирования представлений о целостной естественно-научной картине мира, понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;
- развитие умений:
- формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
- решать учебные, практико-ориентированные задачи на межпредметной основе;
- бережно относиться к окружающей среде и рационально использовать природные богатства;
- формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
на метапредметном уровне:
- овладение учащимися универсальными учебными действиями как совокупностью способов действий, обеспечивающих им способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений (включая и организацию этого процесса), к эффективному решению различного рода жизненных задач, на основе которых продолжается формирование и развитие компетенций учащихся;
на личностном уровне:
- осознание учащимися значимости физического знания независимо от их профессиональной деятельности в будущем, ценности научных открытий и методов познания, творческой созидательной деятельности, образования на протяжении всей жизни.
Место учебного предмета в Типовом учебном плане общего среднего образования
Типовой учебный план общего среднего образования на изучение на базовом уровне физики в X и XI классах устанавливает по 2 учебных часа в неделю.
Предъявляемый учебный материал содержательного компонента, перечень демонстрационных опытов, компьютерных моделей, фронтальных лабораторных работ процессуального компонента учебного предмета «Физика», основные требования к результатам учебной деятельности учащихся распределены по разделам (темам) отдельно для каждого класса и с учетом последовательности изучения учебного материала, выполнения лабораторных работ.
Количество учебных часов, отведенное на изучение отдельных тем, является примерным. Оно зависит от предпочтений учителя в выборе педагогически обоснованных методов обучения и воспитания, форм проведения учебных занятий, видов учебной деятельности и познавательных возможностей учащихся.
Рекомендуемые подходы к организации образовательного процесса, формы, методы обучения и воспитания
Актуальными в настоящее время подходами к организации образовательного процесса являются системно-деятельностный, компетентностный и личностно ориентированный. При реализации каждого из указанных подходов учащийся является главным объектом образовательного процесса. При этом основное внимание уделяется активной разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащегося.
Механизмом реализации данных подходов при изучении физики являются современные технологии обучения и воспитания, обеспечивающие овладение учащимися методологическими, теоретическими знаниями, экспериментально-проектными умениями, приобретение опыта познавательной деятельности, развитие творческих способностей учащихся.
Контроль, или проверка результатов учебной деятельности учащихся, является обязательным компонентом образовательного процесса и определяется дидактикой как педагогическая диагностика.
Назначение проверки во всем многообразии ее форм, типов и методов проведения – выявление уровня усвоения учебного материала в соответствии с основными требованиями к результатам учебной деятельности учащихся, предъявляемыми в настоящей учебной программе, и на этой основе корректировка учебно-познавательной деятельности учащихся.
Контрольные работы (по четыре в X и XI классах) проводятся по темам, имеющим особо важное значение для продолжения изучения физики и с учетом их прикладного характера:
X класс: «Основы МКТ. Идеальный газ»; «Основы термодинамики»; «Электростатика»; «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»;
XI класс: «Механические колебания и волны»; «Электромагнитные колебания и волны»; «Оптика»; «Квантовая физика».
Ожидаемые результаты освоения учебной программы
на III ступени общего среднего образования
Личностные:
- убежденность в возможностях познания природы;
- формирование культуры в области охраны окружающей среды и природопользования;
- уважение к творцам науки и техники, виденье науки как элемента общечеловеческой культуры.
Метапредметные:
- освоение новых форм учебной деятельности: лабораторно-исследовательской; проектно-исследовательской, семинарской и иных;
- развитие универсальных учебных действий (регулятивных, учебно-познавательных, коммуникативных) средствами физики;
- развитие умений работать с информацией, выделять в ней главное; отличать существенные признаки явлений и величин от несущественных; видеть несколько вариантов решений проблемы, выбирать наиболее оптимальный вариант.
Предметные:
- сформированность представлений об объективности научного физического знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и закономерностей физических явлений;
- приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых измерений с использованием современных измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;
- осознание эффективности применения достижений физики и технологий в целях рационального природопользования;
- сформированность представлений о рациональном использовании природных ресурсов и энергии, о загрязнении окружающей среды как следствии работы машин и механизмов;
- сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека с позиции экологической безопасности.
- XI КЛАСС
Содержание учебного предмета
(2 ч в неделю, всего 70 ч)
КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ
1. Механические колебания и волны (14 ч)
Колебательное движение. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Уравнение гармонических колебаний.
Пружинный и математический маятники.
Превращения энергии при гармонических колебаниях. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс.
Распространение колебаний в упругой среде. Волны. Частота, длина, скорость распространения волны и связь между ними.
Звук.
Фронтальные лабораторные работы
1. Изучение колебаний груза на нити.
2. Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника.
3. Измерение жесткости пружины на основе закономерностей колебаний пружинного маятника.
Демонстрации, опыты, компьютерные модели
Колебания тела на нити и пружине.
Кинематическая модель гармонических колебаний.
Зависимость периода гармонических колебаний математического маятника от его длины.
Вынужденные колебания.
Резонанс.
Образование и распространение поперечных и продольных волн.
Колеблющееся тело как источник звука (камертон).
Зависимость громкости звука от амплитуды колебаний.
Зависимость высоты тона от частоты колебаний.
Основные требования к результатам
учебной деятельности учащихся
Учащийся должен:
иметь представление:
об (о) амплитуде, периоде, частоте, фазе колебаний;
физических моделях: математический и пружинный маятники;
физических явлениях: волновое движение, поперечная и продольная волны, звуковая волна;
знать/понимать:
смысл физических понятий и явлений: свободные колебания, гармонические колебания, вынужденные колебания, резонанс, длина волны, скорость распространения волны;
уметь:
описывать/объяснять физические явления: механические колебания, резонанс;
владеть:
экспериментальными умениями: определять период колебаний;
практическими умениями: решать качественные, графические, расчетные задачи при описании гармонических колебаний и волн.
2. Электромагнитные колебания и волны (12 ч)
Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания в контуре. Формула Томсона. Превращения энергии в колебательном контуре.
Переменный электрический ток. Преобразования переменного тока.
Передача электрической энергии. Экологические проблемы производства и передачи электрической энергии.
Электромагнитные волны и их свойства. Шкала электромагнитных волн. Действие электромагнитного излучения на живые организмы.
Демонстрации, опыты, компьютерные модели
Электромагнитные колебания.
Зависимость частоты электромагнитных колебаний от электроемкости и индуктивности контура.
Получение переменного тока при вращении проводящего витка в магнитном поле.
Осциллограммы переменного тока.
Передача электрической энергии на расстояние.
Трансформатор.
Излучение и прием электромагнитных волн.
Свойства электромагнитных волн.
Основные требования к результатам
учебной деятельности учащихся
Учащийся должен:
иметь представление:
о шкале электромагнитных волн;
путях развития электроэнергетики и экологических проблемах производства и передачи электроэнергии;
знать/понимать:
смысл физических понятий: колебательный контур, свободные электромагнитные колебания, переменный электрический ток, скорость распространения электромагнитной волны;
уметь:
описывать и объяснять физические явления: электромагнитные колебания, переменный электрический ток, электромагнитные волны;
владеть:
практическими умениями: решать качественные, графические, расчетные задачи на определение периода и энергетических характеристик электромагнитных колебаний, характеристик электромагнитных волн.
3. Оптика (17 ч)
Электромагнитная природа света.
Интерференция света.
Принцип Гюйгенса – Френеля. Дифракция света. Дифракционная решетка.
Закон отражения света. Зеркала.
Закон преломления света. Показатель преломления. Полное отражение.
Формула тонкой линзы.
Фронтальные лабораторные работы
3. Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решетки.
4. Измерение показателя преломления стекла.
5. Изучение тонкой собирающей линзы.
Демонстрации, опыты, компьютерные модели
Интерференция света.
Дифракция света.
Получение спектра с помощью дифракционной решетки.
Закон отражения света.
Закон преломления света.
Полное отражение света.
Световод.
Основные требования к результатам
учебной деятельности учащихся
Учащийся должен:
иметь представление:
об (о) электромагнитной природе света;
принципе Гюйгенса – Френеля;
вкладе белорусских ученых в развитие физической оптики;
знать/понимать:
смысл физических понятий и явлений: когерентность, интерференция, дифракция, показатель преломления;
смысл физических законов и принципов: отражения и преломления света;
уметь:
описывать и объяснять физические явления: отражение, преломление света, интерференция, дифракция;
владеть:
экспериментальными умениями: определять длину волны видимого света, показатель преломления вещества, фокусное расстояние тонкой собирающей линзы;
практическими умениями: решать качественные, графические, расчетные задачи на определение длины световой волны, порядка дифракционных максимумов, на построение хода световых лучей в зеркалах, плоскопараллельных пластинах; характеристик изображения в зеркалах, тонких линзах с использованием законов прямолинейного распространения, отражения и преломления света, формул дифракционной решетки, сферического зеркала, тонкой линзы.
4. Основы специальной теории относительности (3 ч)
Принцип относительности Галилея и электромагнитные явления. Постулаты Эйнштейна.
Закон взаимосвязи массы и энергии.
Основные требования к результатам
учебной деятельности учащихся
Учащийся должен:
иметь представление:
о постулатах Эйнштейна;
знать/понимать:
смысл физических законов: о взаимосвязи массы и энергии;
владеть:
практическими умениями: решать качественные и расчетные задачи на применение закона взаимосвязи массы и энергии.
КВАНТОВАЯ ФИЗИКА
5. Фотоны. Действия света (6 ч)
Фотоэффект. Экспериментальные законы внешнего фотоэффекта. Квантовая гипотеза Планка.
Фотон. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.
Давление света. Корпускулярно-волновой дуализм.
Демонстрации, опыты, компьютерные модели
Фотоэлектрический эффект.
Законы внешнего фотоэффекта.
Устройство и действие фотореле.
Основные требования к результатам
учебной деятельности учащихся
Учащийся должен:
иметь представление:
о тепловом излучении и квантовой гипотезе Планка;
применении фотоэффекта;
давлении света;
корпускулярно-волновом дуализме;
знать/понимать:
смысл физических понятий: фотон, фотоэффект, красная граница фотоэффекта, работа выхода;
смысл физических законов: внешнего фотоэффекта;
уметь:
объяснять: явление внешнего фотоэффекта;
владеть:
практическими умениями: решать качественные, графические, расчетные задачи на определение энергии фотона, красной границы фотоэффекта, задерживающего потенциала, работы выхода с использованием уравнения Эйнштейна для фотоэффекта.
6. Физика атома (6 ч)
Явления, подтверждающие сложное строение атома. Ядерная модель атома.
Квантовые постулаты Бора.
Излучение и поглощение света атомами. Спектры испускания и поглощения.
Демонстрации, опыты, компьютерные модели
Линейчатый спектр излучения.
Спектр поглощения.
Основные требования к результатам
учебной деятельности учащихся
Учащийся должен:
иметь представление:
о физических моделях: ядерная модель атома;
достижениях белорусских ученых в области спектроскопии и квантовой электроники;
знать/понимать:
смысл физических понятий: основное и возбужденное энергетические состояния атома;
смысл постулатов Бора;
уметь:
объяснять: процесс излучения и поглощения энергии атомом;
владеть:
практическими умениями: решать качественные и расчетные задачи на определение частоты и длины волны излучения атома при переходе электрона в атоме из одного энергетического состояния в другое.
7. Физика ядра (10 ч)
Протонно-нейтронная модель строения ядра атома.
Энергия связи ядра атома.
Ядерные реакции. Законы сохранения в ядерных реакциях.
Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Альфа-, бета-радиоактивность, гамма-излучение. Действие ионизирующих излучений на живые организмы.
Деление тяжелых ядер. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. Реакции ядерного синтеза.
Демонстрации, опыты, компьютерные модели
Наблюдение треков в камере Вильсона (компьютерная модель).
Фотографии треков заряженных частиц.
Ядерный реактор.
Основные требования к результатам
учебной деятельности учащихся
Учащийся должен:
иметь представление:
о реакциях деления и синтеза ядер;
принципе действия ядерного реактора;
ядерной энергетике и экологических проблемах ее использования;
достижениях белорусских ученых в области ядерной физики;
знать/понимать:
смысл физических понятий: протонно-нейтронная модель ядра, ядерная реакция, энергия связи, дефект масс, период полураспада, цепная ядерная реакция деления;
смысл физических явлений и процессов: радиоактивность, радиоактивный распад, деление ядер;
смысл физических законов: радиоактивного распада, сохранения в ядерных реакциях;
владеть:
практическими умениями: решать качественные и расчетные задачи на определение продуктов ядерных реакций, энергию связи атомного ядра, периода полураспада радиоактивных веществ с использованием закона сохранения электрического заряда и массового числа, формулы взаимосвязи массы и энергии.
8. Единая физическая картина мира (2 ч)
Современная естественно-научная картина мира.
Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся
Учащийся должен:
иметь представление:
о современной естественно-научной картине мира.
Количество просмотров:
Вернуться в раздел Учебные программы