Учебный предмет «Физика», базирующийся на физике как на науке о наиболее общих законах природы, является системообразующим для изучения учебных предметов: «Физическая география», «Биология», «Химия», «Астрономия» – и вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире в интересах устойчивого развития.
Дидактическая модель учебного предмета «Физика» предусматривает содержательный и процессуальный компоненты.
Источником наполнения содержательного компонента являются:
- физические знания (научные факты, понятия, законы, теории, физическая картина мира);
- методологические знания (знания о процессах и методах познания).
Источником наполнения процессуального компонента являются:
- приемы изучения, соответствующие методам науки (использование наблюдения или теории для получения нового знания);
- познавательная деятельность учащихся, соответствующая переходу от явления к его сущности и от сущности к явлению;
- экспериментальная, проектно-поисковая деятельность учащихся, соответствующая этапам и логике научной деятельности (наблюдение, выдвижение гипотезы, экспериментальная проверка гипотезы, формулировка закона, создание теории).
Содержание, основные требования к результатам учебной деятельности учащихся по физике определяются с учетом международного опыта построения содержания образовательных программ общего среднего образования, научной и практической значимости содержательного и процессуального компонентов учебного предмета «Физика».
Средствами учебного предмета «Физика» формируются научное мировоззрение и специфичная для физики экспериментально-исследовательская компетенция, поддерживаются и развиваются коммуникативная, информационная, ценностно-ориентационная, личностного саморазвития и иные компетенции.
Содержание, учебная деятельность учащихся, основные требования к ее результатам концентрируются по следующим содержательным линиям:
- физические методы исследования явлений природы;
- физические объекты и закономерности взаимодействия между ними;
- физические аспекты жизнедеятельности человека.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Физика»
В контексте целей обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования целями изучения физики как учебного предмета являются:
- формирование представлений о физической картине мира на основе освоения знаний: о механических, тепловых, электромагнитных и световых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы;
- понимание роли физики в жизни общества, взаимосвязи развития физики, других наук, техники, технологий, общества;
- формирование общеучебных умений и навыков в решении практических задач, связанных с использованием физических знаний, в рациональном природопользовании и защите окружающей среды;
- формирование познавательного интереса к физике и технике;
- обеспечение подготовки к продолжению получения образования на III ступени общего среднего образования или на уровнях профессионально-технического, среднего специального образования;
- развитие аналитического мышления, творческих способностей, осознанных мотивов учения;
- воспитание эстетического восприятия мира, убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития общества, сохранения окружающей среды, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
Достижение целей изучения физики обеспечивается решением следующих задач:
на предметном уровне:
- усвоение знаний об основных физических понятиях, законах и методах исследования; идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания; понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
формирование умений:
- проводить наблюдения за природными явлениями, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности;
- применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, решения физических задач;
- самостоятельно приобретать новые знания, решать физические задачи и выполнять экспериментальные исследования, в том числе с использованием информационных технологий;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
на межпредметном уровне (в контексте с учебными предметами естественно-научной составляющей образовательной программы базового образования («Физика», «География», «Биология», «Химия»)):
- формирование представлений о целостной научной картине мира, понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;
- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, проектировать, оценивать полученные результаты;
- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения измерений, наблюдений и адекватной оценки полученных результатов, обоснования своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных и практико-ориентированных задач;
- формирование бережного отношения к окружающей среде;
на метапредметном уровне: овладение учащимися универсальными учебными действиями как совокупностью способов действий, обеспечивающих им способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений (включая и организацию этого процесса), к эффективному решению различного рода жизненных задач, на основе которых формируются и развиваются компетенции учащегося;
на личностном уровне: формирование у учащихся понимания значимости физического знания независимо от их профессиональной деятельности в будущем, ценности научных открытий и методов познания, творческой созидательной деятельности, образования на протяжении всей жизни.
Место учебного предмета в Типовом учебном плане
общего среднего образования
Типовой учебный план общего среднего образования на изучение учебного предмета «Физика» устанавливает в VIII классе 2 учебных часа в неделю.
Содержание учебного предмета «Физика» в VII и VIII классах представлено областями физики как науки на уровне физических явлений и структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения (механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, световые явления). В IX классе изучается механика, учебный материал концентрируется по генеральным линиям: классический принцип относительности; законы движения Ньютона; условия равновесия; законы сохранения в механике. Содержание учебного предмета «Физика» является относительно завершенным.
Предъявляемый учебный материал содержательного компонента, перечень демонстрационных опытов, компьютерных моделей, фронтальных лабораторных работ процессуального компонента учебного предмета «Физика», основные требования к результатам учебной деятельности учащихся распределены по разделам (темам) отдельно для каждого класса и с учетом последовательности изучения учебного материала, выполнения лабораторных работ.
Количество учебных часов, отведенное на изучение отдельных тем, является примерным. Оно зависит от предпочтений учителя в выборе педагогически обоснованных методов обучения и воспитания, форм проведения учебных занятий, видов учебной деятельности и познавательных возможностей учащихся.
Рекомендуемые подходы к организации образовательного процесса, формы, методы обучения и воспитания
Актуальными подходами к организации образовательного процесса в настоящее время являются системно-деятельностный, компетентностный и личностно ориентированный. При реализации каждого из указанных подходов учащийся является главным объектом образовательного процесса. При этом основное внимание уделяется активной, разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащегося.
Механизмом реализации данных подходов при изучении физики являются современные технологии обучения и воспитания, обеспечивающие овладение учащимися методологическими, теоретическими знаниями, экспериментально-проектными умениями, приобретение опыта познавательной деятельности, развитие творческих способностей учащихся.
На учебных занятиях рекомендуется использовать разнообразные методы обучения и воспитания: рассказ, беседа, самостоятельная работа, наглядные методы, выполнение лабораторных работ и др. С целью активизации познавательной деятельности учащихся используются методы проблемного обучения, интерактивные, эвристические, игровые методы, дискуссии, метод проектов и др.
Целесообразно сочетать фронтальные, групповые, парные и индивидуальные формы обучения, использовать такие виды уроков, как урок-исследование, урок-практикум, интегрированный урок и др.
Выбор форм и методов обучения и воспитания определяется учителем самостоятельно на основе целей и задач изучения конкретной темы, сформулированных в учебной программе требований к результатам учебной деятельности учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Контроль или проверка результатов учебной деятельности учащихся является обязательным компонентом образовательного процесса и определяется дидактикой как педагогическая диагностика.
Назначение проверки во всем многообразии ее форм, типов и методов проведения – выявление уровня усвоения учебного материала в соответствии с основными требованиями к результатам учебной деятельности учащихся, предъявляемыми в настоящей учебной программе, и на этой основе корректировка учебно-познавательной деятельности учащихся.
Контрольные работы (четыре за учебный год) проводятся по темам, имеющим особое значение для продолжения изучения физики, с учетом их прикладного характера:
1. Расчет количества теплоты при нагревании и охлаждении. Горение. Плавление.
2. Электрическое сопротивление. Закон Ома.
3. Электрические явления.
4. Световые явления.
Количество самостоятельных работ с учетом многообразия их функций (ориентирующая, обучающая, диагностирующая, контролирующая, развивающая, воспитательная) определяет учитель.
Ожидаемые результаты изучения физики
на II ступени общего среднего образования
Личностные:
- убежденность в возможностях познания природы;
- осознание значимости бережного отношения к окружающей среде и природопользованию;
- уважение к творцам науки и техники, видение науки как элемента общечеловеческой культуры.
Метапредметные:
- освоение новых форм учебной деятельности: лабораторно-исследовательской; проектно-исследовательской; семинарской и иных;
- развитие универсальных учебных действий (регулятивных, учебно-познавательных, коммуникативных) средствами физики;
- развитие умений работать с информацией, выделять в ней главное; отличать существенные признаки явлений и величин от несущественных; видеть несколько вариантов решения проблемы, выбирать наиболее оптимальный вариант.
Предметные:
- сформированность представлений об объективности научного физического знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и закономерностей физических явлений;
- приобретение опыта применения научных методов познания: наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых измерений с использованием современных измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;
- осознание эффективности применения достижений физики и технологий в целях рационального природопользования;
- сформированность представлений о рациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствии работы машин и механизмов;
- сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека с позиции экологической безопасности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(2 ч в неделю, всего 70 ч)
1. Тепловые явления (19 ч)
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Количество теплоты. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Расчет количества теплоты при нагревании и охлаждении. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Экономия тепловой энергии в быту.
Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления (кристаллизации).
Испарение и конденсация. Кипение. Удельная теплота парообразования (конденсации).
Фронтальные лабораторные работы
1. Сравнение количества теплоты при теплообмене.
2. Измерение удельной теплоемкости вещества.
Демонстрации, опыты, компьютерные модели
- Изменение внутренней энергии тел при совершении работы и при теплопередаче.
- Теплопроводность твердых тел, жидкостей и газов.
- Конвекция в жидкостях и газах.
- Излучение и поглощение энергии телами с различной окраской поверхности.
- Калориметр.
- Плавление и кристаллизация.
- Охлаждение жидкости при испарении.
- Зависимость скорости испарения от рода жидкости, температуры, площади свободной поверхности и наличия воздушных потоков.
- Постоянство температуры кипения жидкости при постоянном внешнем давлении.
- Зависимость температуры кипения от внешнего давления.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны иметь представление:
- о значении явлений теплопередачи в повседневной жизни;
- постоянстве температуры в процессах плавления, кристаллизации, парообразования, конденсации.
Учащиеся должны знать и понимать: смысл физических понятий: внутренняя энергия, теплопроводность, конвекция, излучение, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота сгорания топлива, удельная теплота плавления, температура плавления (кристаллизации), удельная теплота парообразования, температура кипения (конденсации).
Учащиеся должны уметь описывать и объяснять физические явления (свойства): изменение внутренней энергии вещества, различные виды теплопередачи, переход вещества из одного агрегатного состояния в другое.
Учащиеся должны владеть:
- экспериментальными умениями: использовать физические приборы (термометр, калориметр) для измерения физических величин: температуры, количества теплоты, удельной теплоемкости;
- практическими умениями: находить по таблицам значения удельной теплоемкости вещества, удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплоты плавления, удельной теплоты парообразования; решать качественные, графические и расчетные задачи на определение количества теплоты в различных тепловых процессах, на применение уравнения теплового баланса.
2. Электромагнитные явления (36 ч)
Электризация тел. Электрические заряды. Взаимодействие электрических зарядов. Электроскоп.
Проводники и диэлектрики. Электризация через влияние.
Строение атома. Электрон. Протон. Элементарный заряд. Ионы.
Электрическое поле. Электрическое напряжение.
Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь. Сила и направление электрического тока.
Закон Ома для участка электрической цепи. Электрическое сопротивление. Удельное сопротивление. Последовательное и параллельное соединение проводников. Реостат.
Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца. Использование и экономия электроэнергии.
Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле Земли. Магнитное поле тока. Электромагнит.
Фронтальные лабораторные работы
3. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ней.
4. Измерение электрического напряжения и сопротивления проводника.
5. Изучение последовательного соединения проводников.
6. Изучение параллельного соединения проводников.
Демонстрации, опыты, компьютерные модели
- Электризация различных тел.
- Два рода зарядов.
- Устройство и действие электроскопа.
- Взаимодействие заряженных тел.
- Проводимость проводников и диэлектриков.
- Источники тока.
- Амперметр.
- Вольтметр.
- Зависимость силы тока от напряжения на участке цепи и сопротивления этого участка.
- Зависимость сопротивления проводников от их длины, площади поперечного сечения и рода вещества.
- Устройство и действие реостата.
- Последовательное и параллельное соединение проводников.
- Устройство и действие электронагревательных приборов.
- Плавкие предохранители.
- Постоянные магниты. Взаимодействие постоянных магнитов.
- Действие магнитного поля Земли на магнитную стрелку.
- Компас.
- Магнитное поле проводника с током (прямого провода и катушки).
- Электромагнит. Применение электромагнитов.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны иметь представление:
- о/об электрическом заряде, заряженном теле, проводнике, диэлектрике, электрическом поле, магнитном поле;
- свойствах электрического заряда;
- источниках электрического тока;
- устройстве и принципах действия магнитного компаса, электромагнита;
- экологических аспектах производства и потребления электроэнергии.
Учащиеся должны знать и понимать:
- смысл физических понятий: электрический ток, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление, линии магнитного поля;
- смысл физических законов: Ома для участка электрической цепи, Джоуля – Ленца.
Учащиеся должны уметь описывать и объяснять физические явления: электризация тел, взаимодействие заряженных тел; тепловое действие электрического тока, взаимодействие постоянных магнитов.
Учащиеся должны владеть:
- экспериментальными умениями: использовать физические приборы (амперметр, вольтметр) для измерения физических величин – силы тока, напряжения; представлять результаты измерений с помощью графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости силы тока от напряжения и сопротивления участка цепи; определять электрическое сопротивление, изменять силу тока с помощью реостата; собирать электрические цепи с последовательным и параллельным соединениями проводников, определять закономерности таких цепей; определять работу и мощность электрического тока, определять полюса магнита, направление магнитного поля проводника с током;
- практическими умениями: находить по таблицам удельное сопротивление проводников; изображать схемы электрических цепей; решать качественные, графические и расчетные задачи на определение силы электрического тока, электрического напряжения, электрического сопротивления проводника, сопротивления при последовательном и параллельном соединениях проводников, работы и мощности электрического тока с использованием формул: силы электрического тока, закона Ома для участка электрической цепи, электрического сопротивления проводника и системы проводников, соединенных последовательно и параллельно, работы и мощности электрического тока, закона Джоуля – Ленца; решать простейшие бытовые задачи: рассчитывать стоимость электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами, находить пути экономии электрической энергии, оценивать силу тока в соединительных проводах при включении нагревательных приборов и соблюдать технику безопасности при пользовании электроприборами.
3. Световые явления (15 ч)
Источники света. Прямолинейность распространения света. Скорость распространения света.
Отражение света. Закон отражения света. Зеркала. Построение изображения предмета в плоском зеркале.
Преломление света. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила тонкой линзы. Построение изображений в тонких линзах.
Глаз как оптическая система. Близорукость, дальнозоркость. Коррекция зрения.
Фронтальные лабораторные работы
7. Измерение фокусного расстояния и оптической силы тонкой линзы.
Демонстрации, опыты, компьютерные модели
- Источники света.
- Прямолинейное распространение света.
- Зеркальное и диффузное отражение света.
- Изображение в плоском зеркале.
- Преломление света.
- Линзы.
- Ход лучей в линзах.
- Получение изображений с помощью линз.
- Модель глаза.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны иметь представление:
- о физических моделях: световой луч, точечный источник света, тонкая линза;
- преломлении света.
Учащиеся должны знать и понимать:
- смысл физических понятий: фокусное расстояние, оптическая сила линзы, мнимое и действительное изображения;
- смысл физических законов: прямолинейного распространения света, отражения света;
- физические основы зрения, коррекция зрения.
Учащиеся должны уметь описывать и объяснять физические явления, основанные на прямолинейности распространения света, законе отражения света: образование тени, полутени, зеркальное и диффузное отражение света; преломление света.
Учащиеся должны владеть:
- экспериментальными умениями: получать изображение в плоском зеркале, линзах, определять фокусное расстояние и оптическую силу тонкой собирающей линзы;
- практическими умениями: решать качественные и расчетные задачи на применение свойства прямолинейности распространения света и закона отражения света; строить изображения в плоском зеркале и тонких линзах; вычислять оптическую силу тонкой линзы.
Количество просмотров:
Вернуться в раздел Учебные программы