Виртуальный кабинет физики

Физика для учащихся и учителей

Нормативная база

 

Приложение 12

 

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ФИЗИКА»

 

  1. Учебные программы

В 2023/2024 учебном году используются учебные программы по учебному предмету «Физика», утвержденные Министерством образования в 2023 году.

Все учебные программы размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Физика.

Обращаем внимание, что в учебные программы по учебному предмету «Физика» внесены следующие изменения:

скорректировано общее количество часов на изучение учебного предмета в IX и XI классах в соответствии с частью 2 пункта 2 статьи 150 Кодекса Республики Беларусь об образовании;

уточнены цели и задачи изучения учебного предмета в VII–ІX и XXI классах; ожидаемые результаты изучения содержания учебного предмета по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования; основные требования к результатам учебной деятельности учащихся.

  1. Учебные издания

В новом учебном году в образовательном процессе будут использоваться учебные издания, включенные в «Пералік вучэбных выданняў, якія прыгодныя для выкарыстання ў бібліятэчных фондах устаноў адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі, у 2023/2024 навучальным годзе» (утвержден Министром образования Республики Беларусь А. И. Иванцом 06.02.2023). Данный документ опубликован в бюллетене Министерства образования Республики Беларусь «Зборнік нарматыўных дакументаў» (№ 7, 2023), размещен на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Перечни учебных изданий.

Электронные версии учебных пособий размещены на национальном образовательном портале (http://e-padruchnik.adu.by).

Рекомендации по работе с учебными пособиями размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Физика.

Информация об учебно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебному предмету «Физика» в 2023/2024 учебном году размещена на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Физика.

  1. Организация образовательного процесса при изучении учебного предмета на повышенном уровне

На II ступени общего среднего образования учебный предмет «Физика» может изучаться на повышенном уровне в VІІІ и ІX классах в объеме не более 2 дополнительных учебных часов в неделю. Рекомендации по организации изучения физики на повышенном уровне размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Физика.

При изучении учебного предмета «Физика» в X и XI классах на повышенном уровне используются электронные приложения, размещенные на ресурсе (http://profil.adu.by).

Методические рекомендации по организации образовательного процесса на повышенном уровне в X–XI классах учреждений общего среднего образования с использованием учебных пособий размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Физика.

  1. Особенности организации образовательного процесса

Обращаем внимание на то, что при организации образовательного процесса учитель обязан руководствоваться учебным материалом и основными требованиями к результатам учебной деятельности учащихся по соответствующей теме, определенными в учебных программах для VII–ІX и XXI классов, на основе которых он составляет календарно-тематическое планирование, разрабатывает поурочное планирование с учетом реальных условий обучения и воспитания в конкретном классе.

Учебно-методическое обеспечение, которое используется учителем, должно быть направлено на достижение образовательных результатов, зафиксированных в учебных программах.

В учебных программах определены перечень фронтальных лабораторных работ; понятия, физические модели, законы (принципы, уравнения), границы применимости законов, которые подлежат обязательному усвоению, а также практические и экспериментальные умения, которыми должен овладеть учащийся. Не допускается предъявление к учащимся требований, не предусмотренных учебными программами.

Формирование функциональной грамотности учащихся средствами учебного предмета

Формирование функциональной грамотности средствами учебного предмета предполагает развитие у учащихся способности к применению приобретаемых знаний, умений, навыков и компетенций в реальных жизненных ситуациях.

Основными составляющими функциональной грамотности в процессе изучения физики являются: читательская грамотность; математическая грамотность; естественно-научная грамотность.

Особое значение в формировании функциональной грамотности отводится заданиям, в основе которых лежат различные жизненные ситуации.

В образовательный процесс целесообразно включать задания, направленные:

на трактовку учащимися информации об объекте, представленной в различных формах (текстовая, числовая, графическая, комбинированная, образная и иные);

выделение сходных и различных свойств изучаемых объектов или явлений;

формирование умений формулировать выводы на основе имеющихся данных;

поиск, извлечение, интерпретацию, преобразование, оценку и критическое осмысление информации и т. д.

На учебных занятиях по физике необходимо уделять особое внимание формированию естественно-научной грамотности, которая предполагает развитие личности, способной:

применять методы естественно-научного исследования (наблюдение, накопление фактов (описание), выдвижение гипотезы, опыт или эксперимент, измерение, моделирование, прогнозирование, сравнение, классификация, систематизация, анализ и синтез, иные);

выявлять общие и частные закономерности в наблюдаемых или описанных явлениях;

дискутировать, обосновывать свою точку зрения, делать выводы и обобщения, используя научную аргументацию;

структурировать полученные или предоставленные данные;

распознавать противоречия между причиной и следствием в представленных или самостоятельно предлагаемых доказательствах;

интерпретировать результаты исследований и использовать научные доказательства для получения выводов.

В формировании естественно-научной грамотности важную роль играет эксперимент, позволяющий активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся. Физический эксперимент невозможно использовать как абстрагированный метод, он всегда идет в совокупности со словесными методами (лекция, объяснение, беседа) и с иными средствами наглядности (рисунок, таблица, схема, экранные пособия). Эксперимент развивает у учащихся наблюдательность, образное мышление, умение делать обобщения на основе наблюдаемых фактов. Также он дает возможность овладеть навыком применения тех или иных физических закономерностей, понять тесную связь физики с окружающим миром.

Реализация воспитательного потенциала учебного предмета

В 2023/2024 учебном году актуальными остаются реализация в образовательном процессе воспитательного потенциала учебного предмета «Физика»: формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к созидательному труду как главному условию развития белорусского государства. Решение этой задачи должно способствовать достижению учащимися личностных образовательных результатов, к которым относятся:

убежденность в возможностях познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития общества;

формирование культуры в области охраны окружающей среды и природопользования;

уважение к деятелям науки, видение науки как элемента общечеловеческой культуры.

При определении воспитательных задач учебных занятий следует ориентироваться на указанные личностные образовательные результаты, содействующие осознанию учащимися гуманистической сущности и нравственной ценности научных знаний; необходимости разумного использования достижений науки и технологий в инновационном развитии общества.

В содержании учебного предмета «Физика» в наибольшей мере на достижение личностных образовательных результатов ориентированы следующие темы: «Физика – наука о природе. Физика и техника. Связь физики с другими науками» (VII класс), «Использование и экономия электроэнергии», «Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Очки» (VIII класс), «Закон всемирного тяготения. Вес. Невесомость и перегрузки», «Реактивное движение» (IX класс), «Тепловые двигатели. Принцип действия тепловых двигателей. Коэффициент полезного действия (КПД) тепловых двигателей. Экологические проблемы использования тепловых двигателей» (X класс), «Передача электрической энергии. Экологические проблемы производства и передачи электрической энергии», «Электромагнитные волны и их свойства. Действие электромагнитного излучения на живые организмы», «Действие ионизирующих излучений на живые организмы», «Ядерный реактор», «Современная естественно-научная картина мира» (XI класс).

Вместе с тем при изучении каждой темы необходимо создавать условия для формирования у учащихся научного мировоззрения, осознания роли физики в познании мира и практической деятельности, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно-научного содержания, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, ответственного отношения к окружающей среде.

При подборе дидактического материала к учебным занятиям рекомендуется отдавать предпочтение таким упражнениям и заданиям, которые способствуют формированию у учащихся патриотизма и национального самосознания, чувства гордости за свою страну, информационной, экологической культуры, культуры безопасности жизнедеятельности, ценностного отношения к своему здоровью.

С целью реализации воспитательного потенциала учебного предмета «Физика» рекомендуется использовать активные методы и формы обучения и воспитания: создание проблемных ситуаций, использование метода проектов, организация конференций, дискуссий, экскурсий, выполнение экспериментальных и иных заданий.

При организации образовательного процесса по учебному предмету «Физика» обязательным является соблюдение Правил безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 03.08.2022 № 227. Данные правила устанавливают требования к мерам безопасности при проведении учебных занятий, работ исследовательского характера, а также определяют обязанности участников образовательного процесса в учреждениях образования по обеспечению безопасных условий организации образовательного процесса.

Для проведения факультативных занятий предлагается использовать учебные программы, утвержденные Министерством образования.

Учебные программы факультативных занятий и отдельные компоненты УМК для факультативных занятий размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Физика.

  1. Дополнительные ресурсы

При организации образовательного процесса можно использовать единый информационно-образовательный ресурс https://eior.by. Его назначение – поддержка учащихся, получающих общее среднее образование в соответствии с индивидуальным учебным планом, а также учащихся, которые по уважительным причинам временно не могут посещать учреждение образования.

Полезную информацию для подготовки к учебным занятиям можно найти на ресурсе: http://e-asveta.adu.by/index.php/konkursi-olimpiadi-proekti/proektyi-pobediteli-koi/132-matematika-fizika-astronomiya – проекты победителей Республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет».

  1. Организация методической работы

Для организации деятельности методических формирований учителей физики в 2023/2024 учебном году предлагается единая тема «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов по вопросам развития и воспитания личности учащегося средствами учебного предмета Физика».

Развитие профессиональных компетенций педагогов осуществляется через работу методических формирований, которые создаются на добровольной основе. Деятельность всех методических формирований должна планироваться на основе анализа результатов методической работы за предыдущий учебный год с учетом образовательного и квалификационного уровней педагогических работников, их профессиональных интересов, запросов.

На августовских предметных секциях учителей физики рекомендуется обсудить следующие вопросы:

  1. Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебному предмету «Физика» в 2023/2024 учебном году:

Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации образовательного процесса на II и III ступенях общего среднего образования: основные положения, воспитание в системе образования, общие требования к организации образовательного процесса;

создание безопасных условий организации образовательного процесса по физике;

обновленные учебные программы по физике для VII-XI классов;

эффективность использования в образовательном процессе компонентов учебно-методических комплексов по учебному предмету;

анализ результатов и направления совершенствования подготовки учащихся к централизованному экзамену по физике.

  1. Анализ результатов работы методических формирований учителей в 2022/2023 учебном году. Планирование работы методических формирований на 2023/2024 учебный год.

В течение учебного года на заседаниях методических формирований учителей физики рекомендуется рассмотреть теоретические и практические аспекты развития и воспитания личности учащихся, вопросы методики преподавания учебного предмета в контексте рассматриваемой темы с учетом имеющегося эффективного педагогического опыта учителей региона:

воспитательный потенциал урока физики;

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся посредством решения физических задач;

проектно-исследовательская деятельность по физике как средство развития социально значимых качеств личности учащихся;

школьное научное общество в системе работы по формированию исследовательских компетенций учащихся по физике;

роль и место учебного эксперимента в преподавании физики;

формирование естественно-научной грамотности учащихся средствами учебного предмета «Физика».

С целью обеспечения условий для развития профессиональной компетентности учителей в Академии последипломного образования проводятся мероприятия в соответствии с Республиканским координационным планом мероприятий дополнительного образования педагогических работников (https://akademy.by/index.php/ru/aktual/37-anons-2).

Научно-информационную и организационно-методическую помощь учителям оказывает журнал «Матэматыка і фізіка» (РУП «Издательство „Адукацыя і выхаванне“»). В журнале освещаются вопросы методики преподавания математики и физики. Печатаются разработки планов уроков, материалы для внеклассной работы, размещаются научно-методические публикации.


Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!


Вернуться в раздел Нормативная база

Контакты

Мышковская Антонина Петровна,

учитель физики

fizika.guo.by@yandex.by

Праздники Беларуси

Введите заголовок